Архетип «Любовник»

Архетип «Любовник» (Влюблённый, Эстет / Lover, Peacemaker, Companion, Romantic)

Ах, какое блаженство
Знать, что я совершенство,
Знать, что я идеал!

Н. Олев «Леди „Совершенство“»

В рассказе о предыдущем архетипе мы упоминали о такой возможной области применения способностей Искателя, как журналистика. Но давайте посмотрим самое известное интервью, которое дал Майкл Джексон. Интервьюирует его Опра Уинфри, именно она в данный момент нам нужна.

Интервью Опры Уинфри с Майклом Джексоном (10 февраля 1993 года)

В начале своей карьеры Опра – типичный Искатель. Ещё в детстве брала интервью у ворон на заборе, а в 17 лет стала репортёром на телевидении. Значит, Джексона она интервьюирует, как Искатель? Абсолютно нет!

Для Искателя на первом месте стоит предмет исследования, а собственная личность на втором. Что же мы наблюдаем в интервью Джексона? То, что Опра говорит в нём чуть ли не… больше, чем Джексон! Её собственное «Я» постоянно просится на первый план. Извините, но для журналиста это признак непрофессионализма. А вот для шоумена – совсем другое дело. Ибо лицо любого шоу это ведущий, а не гость. Именно лицо – это важно! Потому что сценарий и вопросы может придумывать кто угодно, этих людей зрители часто даже не знают.

В 18 лет Опра выиграла конкурс красоты. И впоследствии именно умение красоваться на сцене стало её формулой успеха. Что такое «Шоу Опры Уинфри»? Это сочетание ключевых особенностей архетипа Любовник: умения играть на публику (которая находится при этом прямо в студии), умения залезть другому в душу и умения показать своего гостя в выгодном свете.

* * *

С какой особенности начать? Хорошо, пускай с покрасоваться. Среди специалистов по архетипам принято считать, что такой персонаж, как Мэри Поппинс – типичный Опекун. Может быть, так она и была задумана автором эротических стихов Памелой Трэверс (хотя вряд ли). Но в советском кино «Мэри Поппинс, до свидания» Наталья Андрейченко точно играет классического Любовника. У данной нагламуренной няни всегда безукоризненные наряды; подопечные дети могут быть время от времени чумазыми и неряшливыми, но эта – никогда и ни при каких обстоятельствах! У Опекуна обычно всё наоборот.

Отрывок из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» (реж. Л. Квинихидзе, 1983 год)

Далее, героиня Андрейченко постоянно учит всех, как должно быть правильно. Ого – учит! – может быть, всё-таки Опекун? Нет. Ведь главное в этой фразе не слово «учит», а слово «правильно». Видите ли, у Опекуна и Любовника разные представления о правильном. Допустим, Опекуну надо заставить подопечного пообедать. Как он будет мотивировать: надо пообедать, потому что иначе останешься голодным и тебе будет плохо. А вот послание от Любовника: надо пообедать, потому что - а) этого требует эстетический стандарт (например, требования здорового образа жизни) или б) так более удобно, чем питаться неорганизованно. В обоих случаях пообедать – это правильно, но мотивация разная.

Казалось бы: ну и что, что мотивация разная! Подумаешь, какой-то незначительный нюанс! Имеются ли более существенные отличия? А дело в том, что из-за такого нюанса получается разница как между Золушкой и сёстрами. Золушка – Опекун, сёстры – Любовники. Как думаете: есть отличия? К Любовнику и Золушке вернёмся в другой раз, в разговоре – как ни странно – о Правителе.

Отрывок из фильма «Золушка» (реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро, 1947 год)

Ещё раз: для Опекуна правильно значит «необходимо для выживания», для Любовника правильно значит «комфортно». Любовники – прирождённые сибариты. А потому – самые лучшие на свете специалисты по юзабилити. Ставить техзадания для Творцов, проверять их творчество с точки зрения удобства пользователя – это практически монопольная сфера интересов Любовника. В нашей практике были Любовники, которые занимались постановкой заданий для дизайнеров в фирмах, изготавливавших рекламную продукцию. Не умея самостоятельно что-то нарисовать, Любовники тем не менее интуитивно понимали, что именно должно быть нарисовано. Гораздо лучше, чем художники.

Также из категории «комфортно» - редакторская работа. Сейчас очень много стало курсов про то, как писать удобные для пользователей тексты. Авторы подобных курсов – Любовники. Писать «Войну и мир» на курсах не научат, но делать посты в Инстаграме – с лёгкостью. Лёгкость это вообще девиз Любовников. Из всех вариантов они всегда выберут тот, который самый лёгкий (Бунтарь выберет самый трудный).

Отрывок из фильма «Бриллиантовая рука» (реж. Л. Гайдай, 1968 год)

Ещё о кинообразах. Андрей Миронов играет в «Бриллиантовой руке» представителя архетипа Любовник. Шампанское по утрам, принять ванну, выпить чашечку кофе, работа в Доме мод - вот это всё. Впрочем, только ли в «Бриллиантовой руке»? Впрочем, только ли Миронов? Актёры, танцоры, певцы, конферансье, бизнес-тренеры, телеведущие – все те, кто привык срывать у публики аплодисменты – часто имеют доминирующий архетип Любовника. Отсюда делаем вывод, что данному архетипу подвластны актёрская игра, пение, танцы и ораторское искусство.

* * *

А также… продажи! Очень часто именно Любовники занимаются продажами товаров класса премиум и люкс (недвижимость, автомобили, финансовые продукты, дорогие гаджеты). Обратите внимание: Любовник не будет «рубиться» над воронками продаж подобно Воину. Его способ продажи – свой, сибаритский. Любовник обладает даром чувствовать другого человека. Ощущать его эмоциональное состояние; понимать, будет конкретный человек покупать или нет, даже чем его «зацепить». Поэтому продажа Любовника предполагает минимум физических усилий.

Мы как-то вспоминали Харви Спектера из сериала «Форс-мажоры». В одном из первых эпизодов сериала лёгким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты он вынуждает управляющего богатым инвестиционным фондом (то есть человека прожжённого, далеко не новичка в торговле) не просто захотеть, а очень сильно захотеть определённый автомобиль. Разве может воронка продаж принести подобный результат?

Отрывок из сериала «Форс-мажоры» (сезон 1, серия 3, реж. К. Брэй, 2011 год)

Естественно, умение залезть другому в душу можно использовать не только в продажах. Любовники также хорошие психотерапевты. Следовательно, также хорошие переводчики (Мэри Поппинс умела даже понимать язык животных). Следовательно, также хорошие медиаторы. Пожалуй, лучшее определение функции, которую выполняет Любовник на рабочем месте, в нашей практике звучала так: «я, как клей, соединяю самых противоположных людей». Любовник прекрасный посредник.

Как им это удаётся? У Любовников высокая чувствительность. Вспомним, что слово «экстрасенс» состоит из частей extra (вне, за пределами, сверх) и sensus (чувство). То есть экстрасенс это всего лишь сверхчувствительный человек. В этом и состоит секрет могущества Любовника. Когда Псевдо-Дионисий Ареопагит пытался объяснить, как происходит контакт человека с Богом, он использовал в качестве аналогии именно любовный экстаз. Когда Айзек Азимов создавал концепцию Галаксии, в её основу он положил всеобщую чувствительность. Получается, что всё, что необходимо для контакта с Богом и для спасения мира – это… любовь?

Песня «All You Need Is Love» (сл. и муз. Дж. Леннона и П. Маккартни, исп. группа «The Beatles»)

* * *

Последняя особенность Любовника – умение показать красоту. Поэтому данный архетип часто тянет в рекламу, пиар, smm. Например, если у Творца какой-то товар не продаётся, тот будет улучшать функционал. А если у Любовника товар не продаётся, он будет наращивать рекламу. Неудивительно, что товары и услуги наивысшего качества часть малоизвестны, в то время как разрекламированные вещи вполне могут представлять собой пустышки.

По мнению Любовников, проблема в том, что Творцам следует учиться рекламировать себя. Заметили? Не в Любовниках проблема, которые используют свои способности для рекламы откровенного мусора, а в ком-то другом. Это важно! Любовник следит за своей репутацией, поэтому он не может позволить, чтобы кто-то считал виноватым его. Виноватым и плохим всегда должен быть другой.

Помните, мы показывали конфликт между Славным малым и Любовником на примере фильма «Любовь и голуби»? Поле боя осталось в тот момент за Славным малым, но сейчас Любовник отквитается: обратимся к «Дьявол носит Prada».

Отрывок из фильма «Дьявол носит Prada» (реж. Д. Фрэнкел, 2006 год)

Героиня Мерил Стрип разбирается в тонкостях красоты (поэтому успешна как редактор модного журнала), а её визави считает подобное вздором. Даже называет неуместным словом «тряпки». Последующая история с переодеванием тоже не делает героиню Энн Хэтэуэй Любовником – ведь то была всего лишь жалкая попытка социализации. Как только барышня поняла, что в стремлении вписаться в атмосферу коллектива невольно нарушила нормы товарищества, стремительно сбежала в чём была. И то, в чём была, вернула пострадавшей коллеге посылкой.

Героиня Хэтэуэй поступила так, как продиктовал ей Славный малый. А в жизни встречаются ещё более показательные примеры давления со стороны архетипа.

Архетип сильнее денег
В частности, у женщины был магазин одежды. В планы входило торговать чем-то гламурным.

Но начался кризис, клиенты обеднели, поэтому пришлось мигрировать в эконом-класс. Бизнес пошёл хорошо, потому что хозяйка как истинный Любовник умела выбирать привлекательные вещи даже среди эконом.

Воин или Опекун жил бы, да радовался. Однако Любовник внутри женщины не выдержал. Душа требовала красоты, поэтому женщина вышла из бизнеса и стала мастером по маникюру. Вроде бы логики в поступке никакой – пассивный доход превратился в активный. И в то же время логика не учитывает силы архетипа.

Во вкладке можно прочитать о том, как Любовник может на умении увидеть красоту сделать пассивный доход.

* * *

Самое главное о Любовнике.

Любовник познаёт, что такое хорошо. Поскольку каждому хочется любить и быть любимым, часть Любовника живёт в каждом из нас. Особенно это касается женщин. Красота требует жертв, поэтому их внутренний Любовник заставляет проводить часы у зеркала, накладывая макияж, тщательно подбирая детали своего костюма… и даже терпеть, если каблук высокий или холодно в дизайнерском пальто. Главное – произвести впечатление!

Клип на песню «Экспонат» (сл. и муз. С. Шнурова, исп. А. Вокс-Бурмистрова)

Самые ценные качества у Любовника: умение видеть и демонстрировать другим красоту. Умение прочувствовать что-то. Интуитивное понимание того, как должно быть удобно, комфортно.

Наиболее подходящие способы решения проблем - или улучшить, или пропиарить, или увидеть в явлении положительные стороны и адаптироваться к ним.

Сферы применения:

  • приобщение к прекрасному — производство и продажа «сексуальных» товаров, предметов престижного потребления (недвижимости, автомобилей, парфюма, дорогого алкоголя, айфонов, финансовых продуктов категории «не для всех», товаров класса «люкс»);
  • всё, что связано с созданием отношений или их гармонизацией — посредник, медиатор, семейный психолог, переводчик;
  • всё, что связано с наведением гламура — реставратор, урбанист, мастер ногтевого сервиса, парикмахер, стилист, кондитер, консультант по реинжинирингу, восстановление бухучёта;
  • всё, что связано с созданием комфорта, как «правильно» — мерчендайзер, специалист по юзабилити, «тайный покупатель», постановщик техзаданий, специалист по управлению требованиями;
  • всё, что связано с открытием, демонстрацией красивого — музейный работник, галерист, искусствовед, фотограф, критик;
  • всё, что связано с пробуждением эмоций, в том числе в самом себе — танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, актёрская игра, «фестивальная» реклама, организация шоу, создание подарков;
  • связанное с отдыхом — курорты, массаж;
  • связанное с созданием праздника – шоу, свадьбы, бизнес-конференции… шампанерии (а раньше вам не попадалось это слово?).

К сожалению, любовь может приносить не только счастье, но и боль. Послушайте напоследок эту песню, и вы почувствуете, почему Любовник может превратиться в Бунтаря.

Песня «Нежность» (сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой, исп. Д. Хворостовский)

* * *

Другие архетипы