Архетип «Творец» (Creator, Artist, Inventor, Innovator)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
А. Пушкин «Памятник»
С архетипом Творца связано множество небылиц. Первая: когда человека везде заменят роботы(тм), люди поголовно займутся творческой работой. Теперь, когда вы знаете о существовании 12 архетипов, то уже понимаете, что у человечества есть потребность не только в творчестве, но и во множестве других видов деятельности. И все они не алгоритмизируются, потому что у машин нет собственных целей. Цели машине ставит человек, а человеку вообще непонятно кто их ставит цели не алгоритмизируются. Да и не у всех есть талант заниматься творчеством.
Вторая крайность: бытует совершенно противоположное поверье, будто можно придумать алгоритмы (системная инженерия, стандарты управления проектами, ТРИЗ), которые сделают участие человека в творчестве лишним. Данное мнение не менее обманчиво. В частности, теоретики системной инженерии и управления проектами сейчас делают оговорку, что их дисциплины охватывают лишь создание стандартных систем. А вот если вам необходимо нечто принципиально новое, воистину творческое (например, машина времени) – это уже совсем не их профиль, а «изобретательство» (research). И в нём до сих не придумано ничего лучше, нежели старый добрый метод проб и ошибок. Правда, получив красивое название agile, он уже сам теперь позиционируется как нечто принципиально новое:-)
Песня «Наш сосед» (сл. и муз. Б. Потёмкина, исп. Э. Пьеха)
Третья небылица: огромную неразбериху создаёт понятие «творческие профессии», которое по неведомым причинам охватывает пение и игру на музыкальных инструментах. Ещё более запутывает тему понятие «креативные индустрии», куда почему-то вошли библиотеки и музеи. Всё это может не иметь никакого отношения к архетипу Творца.
* * *
Тогда кто такой Творец? Как всегда, для иллюстрации используем кинематограф.
Отрывок из фильма «Укрощение огня» (реж. Д. Храбровицкий, 1972 год)
Кирилл Лавров играет в фильме «Укрощение огня» конструктора Сергея Королёва, создателя ракетной техники. Как биография Королёва, так и показанный сюжет весьма красноречивы. Чем именно?
В начале своей деятельности самый известный из генеральных конструкторов СССР – классический Бунтарь. Разрабатывает ракетное оружие. Носит воинское звание дивинженера (соответствовало командиру дивизии). Идёт на конфликт с директором РНИИ, из-за чего слетает с должности зама. По воспоминаниям радиоинженера Леонида Кербера, тот Королёв – скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее. И будущее не оставалось в долгу: в 1938 году Сергей Павлович арестован. Его должны были расстрелять, но в итоге «всего лишь» сломали обе челюсти (из-за этого нюанса он умрёт на операционном столе в 59 лет).
После полутора лет пребывания в Бутырке и на Колыме конструктору надо прибыть в столицу для пересмотра своего уголовного дела – да вот незадача, болезнь совсем некстати отправляет в лазарет. Придётся коротать всю зиму в лагере, а она в Магадане до-о-олгая… И вдруг оказывается, что лазарет спасает ему жизнь, ведь пароход, на который не удалось попасть, затонул. Как и положено у Бунтаря: подсознание создаёт ему препятствия, чтобы уберечь от ещё больших неприятностей.
А затем произошло преображение. Вот послевоенный Королёв. Совсем иной характер:
Что должно было случиться, чтобы человек так поменялся? Пересилил архетип Творец. И теперь генеральный конструктор уже не просто начальник отдела в НИИ при артиллерийском заводе, а решает цивилизационную задачу выхода человечества в космос.
* * *
Другое обстоятельство, которым нас заинтересовал отрывок из «Укрощения огня», это проблема отношения Творца с заказчиком. Почему Этьен Фальконе больше всего знаменит «Медным всадником»? Потому что повезло с заказчицей в лице Екатерины II, которой хватило ума терпеть 12 лет и не вмешиваться в творческий процесс. Почему раскрылся Леонардо да Винчи? Потому что Бог послал умных заказчиков и покровителей – Лоренцо Медичи с сыном Львом X.
В фильме про Королёва показан эпизод, где Сталин в роли заказчика жёстко настаивает на том, чтобы конструктор отказался создавать оригинальный продукт. Ибо велик риск потерять время и деньги заказчика, поэтому надо делать клон «Фау-2». Королёв откровенно рискует, настаивая на своём... и переубеждает Сталина. Повезло, а то мог бы вернуться в ГУЛАГ.
Отрывок из фильма «Авиатор» (реж. М. Скорсезе, 2004 год)
Только ли Королёва касается подобная проблема? Вот играющий в «Авиаторе» его современника Ди Каприо оправдывается перед сенатом США за непостроенный самолёт. Другой политической строй, а проблема взаимодействия с заказчиком та же. Ибо, если не считать творчеством библиотеки и музеи, а создание чего-то нового, это всегда риск. Поэтому заказчик всегда будет недоволен, ибо кто же хочет нести риски? Идеальный для Творца заказчик это умный Правитель.
* * *
Ещё одна волнующая Творцов проблема касается поиска вдохновения. Как известно, главным Творцом является Бог. По мнению неоднократно уже упоминавшегося нами Псевдо-Дионисия Ареопагита, знание открывается человеку тогда, когда Бог по своим внутренним причинам решает его дать.
Прав богослов или нет, но умение ловить и максимально задействовать моменты творческого вдохновения это самый главный залог успешности Творца. Гораздо более важный, чем умение приходить каждый день на работу к 9 часам (начальству на заметку).
Отрывок из фильма «Generation П» (реж. В. Гинзбург, 2011 год)
* * *
Из числа существенных остаются ещё два вопроса. Первый – о физиках и лириках. Как ни странно, среди Творцов нет такой проблемы, что гуманитарию сложно оказаться в роли инженера и наоборот. Напротив, настоящие Творцы легко переключаются. Доводилось лично знать троих программистов, занимавшихся музыкой. Более того, музыкальные занятия не отвлекали, а даже способствовали повышению производительности на основной работе.
Масару Эмото мог бы в этом месте разразиться лекцией о благотворном влиянии музыки вообще, но дело не только в музыке. Вспомните, как упоминавшийся да Винчи легко переключался с рисования на инженерию. Другой пример – Альбрехт Дюрер, занимавшийся не только живописью, но также математикой и фортификацией.
Отрывок из сериала «Кухня» (сезон 3, серия 1 (41), 2014 год)
Второй важный вопрос: необходимость отличать Творцов от Искателей и Любовников. Дело в том, что нельзя диагностировать Творца только как человека, умеющего что-то делать своими руками. К этому способны и другие архетипы.
Например, у Любовника получается готовить пищу и фотографировать. Отличие в том, что Любовник предпочитает такие творческие процессы, где можно не напрягаться – он не будет 12 лет высекать одну скульптуру, как Фальконе. Ведь в чём прелесть фотографии для Любовника – секунда, и готово.
А Искатель вообще богат талантами. Он и журналист. И писатель. Однако его не заставишь одну и ту же вещь сделать дважды. Попробовать ради эксперимента он согласен, а на постоянной основе одно и то же делать - нет.
* * *
Главное про Творца.
Он бессознательно стремится к бессмертию - хотят сделать такую вещь, которая могла бы существовать вечно. Ищет способ самовыражения, а не производства впечатления (чем отличается от Любовника). Обречён постоянно творить или изобретать что-то новое. Часто перфекционист, критичен по отношению к своим созданиям.
Ключевые слабые места – отношения с заказчиком и поиск вдохновения. Может иметь проблемы с дисциплиной, долгим удержанием внимания.
Самые ценные качества: креативность, умение открыть дорогу новому.
Наиболее подходящие способы решения проблем - улучшение изделия или создание нового.
Сферы применения:
- программист;
- скульптор, художник, дизайнер, архитектор, конструктор, инженер;
- писатель, сценарист, режиссёр, композитор;
- «сделай сам», мастер на все руки, техник;
- штукатур, маляр и пр. строительные профессии, девелопер;
- шеф-повар, модельер.
Что, не так уж много? Не следует переживать. Во вставке вы сможете прочитать историю карьеры одного Творца, и она – достаточно крутая. Правда, обстоятельства свидетельствуют о том, что в конце истории перед нами уже не столько Творец, сколько Правитель. Ну что же, тем проще будет понять переход к следующему архетипу.
Отрывок из книги Алексея Крола «Теория каст и ролей»:
«Успешный творец поступил в творческий вуз и стал режиссёром.
Поначалу было сложно пробиться, но он был верен своей профессии, брался за любое дело и начал снимать коммерческую рекламу, одновременно писал сценарии. Постепенно он достиг значительного авторитета: стал снимать не только рекламные ролики, но также музыкальные клипы и корпоративные фильмы. Впрочем, его всегда тянуло в большое кино, поэтому он стал фокусироваться исключительно на дорогих работах, отклоняя все остальные. Он был талантлив, упорен и настроен всегда конструктивно. Постепенно он оброс постоянными клиентами, которым нравились его работы и ответственность. С течением времени спрос на него возрастал, поэтому он стал повышать гонорары, чтобы отсекать малоинтересные заказы.
У него было много знакомых продюсеров, и кто-то из них предложил создать кинокомпанию под именем режиссёра. Он согласился при условии, что будет заниматься творчеством и минимально организацией процесса. Кроме того, он поставил условие, что его доля будет максимальной, так как он понимал, что клиенты хотят работать именно с ним. С этого момента все заказы заключались от имени его кинокомпании, где он выступал главным творцом и акционером. Постепенно заказов стало больше, поэтому он стал перепоручать их часть молодым режиссёрам, которым доверял. Съёмки большого количества музыкальных клипов обеспечили ему связи среди звёзд и спонсоров. Он стал членом гламурной тусовки, хотя не тратил на это много времени.
Когда ему предложили поставить художественный фильм, он с удовольствием согласился, так как сценарий был ему интересен. Во время съёмочного процесса финансирование было приостановлено, и он был вынужден обратиться к одному из своих многочисленных друзей. Ему не отказали, но стали задавать вопросы о бизнесе кинопроизводства. Деловая сторона была знакома ему в общих чертах, но необходимость отвечать на вопросы заставила вникнуть глубже. Разобравшись, он понял, что с финансовой точки зрения всегда более выгодно быть продюсером.
С этого момента он занялся продюсированием, используя свои связи для финансирования своих кинопроектов, а также проектов, права на которые он приобрёл. Поскольку объём работ стал значительно больше, он вынужден был взять на работу профессиональных людей – финансистов, юристов. Это были дорогие люди, но они того стоили. Финансист доказал, что при таком объёме производства невыгодно заказывать услуги сторонних производственных компаний, намного рентабельней создать собственную производственную базу. Деньги нашли легко – у тех же знакомых олигархов, которые попросили за это незначительную долю. Теперь кинокомпания могла не только делать своё кино, но и оказывать услуги сторонним продюсерам.
Узким звеном оказались студийные площади, и наш герой начал подыскивать их в аренду, когда знакомый бизнесмен предложил ему купить площади в кредит. Сумма кредита оказалась сопоставима с арендными платежами, и он согласился на предложение, а через несколько лет стоимость объекта выросла в несколько раз, и он сумел сначала рефинансировать объект, а потом полностью расплатиться с кредитом, выгодно продав неликвидные площади.
Его студия работала бесперебойно, производя художественное кино, сериалы, коммерческие фильмы. Один знакомый дистрибьютор предложить объединить их компании, создав вертикально-интегрированный холдинг. Наш герой согласился при условии, что ему будет принадлежать мажоритарный пакет, обосновав это тем, что стоимость его активов значительно превышает стоимость компании дистрибьютора. Также он договорился, что если он будет привлекать деньги для реализации масштабных проектов, то будет пользоваться преференциями.
Капитализация объединённой компании увеличилась, её заметили на рынке. Она по-прежнему эффективно работала, а успешный творец продолжал снимать эксклюзивные фильмы, управляя развитием через квалифицированных и лояльных менеджеров.
После закупки нескольких провальных фильмов компания понесла убытки, и творец расстался со своим партнёром. Через некоторое время он встретился с руководителем одного из крупных дистрибьюторов и обсудил возможность слияния с разделением ответственности на следующих условиях: творец занимается производством и продюсированием, а его партнёр – прокатом.
Для расширения производственной базы они создали проект киногорода с современной киностудией, кинопарком и комплексом жилой и коммерческой недвижимости. Выгодная конъюнктура цен на недвижимость, имя и хорошие связи позволили привлечь необходимых инвесторов. После пяти лет строительства и запуска объекта капитализация объединённого медиабизнеса составила более 10 млрд долларов. Творец продолжал изредка снимать кино, продюсировал интересные и перспективные проекты и владел долей в огромном развлекательном медиахолдинге.»
Напоследок, естественно, песня.
«Песня папы Карло» (сл. Б. Окуджавы, муз. А. Рыбникова, исп. Н. Гринько). Отрывок из фильма «Приключения Буратино» (реж. Л. Нечаев, 1975 год)
* * *