Архетип «Правитель»

Архетип «Правитель» (Ruler, King or Queen, Boss, Autocrat)

Всё могут короли, всё могут короли.
И судьбы всей земли вершат они порой.
Но, что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король.

Б. Рычков «Всё могут короли»

Правитель – первый архетип стадии Возвращения героя. Попробуем объяснить это понятие доступным языком. По версии Карла Густава Юнга, положившего начало теории архетипов, в психике есть части сознательная и бессознательная (вторую называют также подсознанием). Установив гармонию в отношениях между обеими частями, человек приобретает самость. Последнюю можно считать состоянием качественного перехода, когда воля человека начинает властвовать над его инстинктами (или «дух побеждает материю»).

Переводя термины Юнга на концепцию пути героя, Кэрол Пирсон получает такую схему развития личности: этап Подготовки соответствует овладению явным (сознанием), этап Путешествия – знакомству со скрытым (подсознанием), а этап Возвращения соответствует самости. Схема стройная, однако ведь надо применить её к жизни.

Спускаясь с теоретических высот на землю, Пирсон смогла неплохо перевести на понятный язык первые этапы пути: Подготовка соответствует стремлению человека к материальным потребностям, а Путешествие – к идеальным (духовным). Получается неплохой шаблон в стиле гегелевской диалектики: тезис и антитезис. Тогда что должно быть синтезом или самостью?

Сформулируем ответ, исходя из собственного опыта и знаний: самость это попытка человека стать равным Богу.

Действительно, архетипы Возвращения – это ступени, по которым могущество человека неуклонно приближается к уровню высшего существа. Правитель уподобляется божеству, не только устанавливая свои порядки на земле, но и поддерживая культ личности, вплоть до обожествления (культ императора). Магу мало власти над землёй, он хочет, чтобы и на небе шло всё так, как выгодно ему. Правда, Маг не всесилен, с высшими силами ему приходится договариваться. Зато уже Мудрец вообще не нуждается в «гипотезе о Боге». После чего… боги обычно наказывают тех, кто бросает им вызов. Разрушают Вавилонскую башню, заставляют Сизифа вечно катить в гору камень, а Мудреца разжалуют в Шута.

Строительство Вавилонской башни (худ. А. Моцарт, до 1625 года)

* * *

Было бы странно, если бы человек с фамилией Королёв (да ещё и настоящий полковник) ограничился только ролью Творца. Нет, в арсенале ведущих архетипов Сергея Королёва имелся также и Правитель (упомянем ещё Мага, чтобы лишний раз не вставать). Взглянем по-быстрому на этапы становления королёвской империи.

Получив в 1946 году ничем не примечательную должность начальника отдела в НИИ-88, изобретатель тут же создаёт из числа смежников Совет главных конструкторов. С помощью этого шага простой менеджер среднего звена, не спрашивая разрешения партии и правительства (а равно товарища Сталина), фактически ставит под свой контроль весьма перспективную отрасль. Смысл существования Совета ярко проявил себя через три года, когда Королёв взял на себя: а) роль арбитра в споре конструкторов о путях доработки ракеты Р-2; б) роль лоббиста решения конструкторов перед чиновниками. А ведь это не столько творчество, сколько чистая политика.

И результаты последовали быстро: уже в следующем, 1950 году под Королёва в составе родного НИИ-88 создаётся отдельное конструкторское бюро (ОКБ-1). Дальше – дело техники: в 1956 году конструктор смог добиться получения своим бюро статуса самостоятельного юридического лица. Это не предел: спустя ещё четыре года королёвское предприятие подминает под себя ЦНИИ-58, а также переманивает большую группу людей из НИИ-1.

Тут же Королёв начинает создавать структуру, которую со скидкой на советские условия можно назвать инжиниринговым холдингом. Сначала в целях разработки ракет для подлодок в руководители СКБ-385 делегируется Виктор Макеев. Сочтя этот опыт удачным, главный конструктор направил Дмитрия Козлова создавать отдельное ракетное КБ на куйбышевском авиазаводе № 1. Михаила Решетнёва командируют создавать филиал ОКБ-1 в Красноярске-26. После ослабления позиций Владимира Челомея (который конкурировал с Королёвым) в орбиту холдинга вовлекается КБ Лавочкина, для повышения лояльности которого туда передаётся работа по беспилотным зондам.

Тем самым решаются две задачи: а) сам конструктор понимает, что он уже не столько Творец, сколько Правитель, поэтому делегирует творческие задачи подчинённым, мотивируя тех перспективой служебного роста; б) каждый завод-поставщик ставится под контроль связанного с Королёвым конструкторского бюро, а это значит создание параллельного контура управления - то есть независимо от будущих административных реформ завод всё равно будет находиться в орбите интересов королёвской империи.

Пример Сергея Павловича нужен для того, чтобы показать дорогу, по которой Творец превращается в Правителя. Вот что говорил о Королёве один великий учёный:

Мы должны начинать специально воспитывать и готовить людей – организаторов больших проблем… Они встречаются очень редко и, по-видимому, это один из уникальных видов человеческого таланта.Пётр Капица

На самом деле после этого рассказа нам должно быть понятно, что способности к организации хотя и можно считать талантом, однако он не уникален. Для архетипа Правитель такой талант естественен. Чтобы в этом убедиться лишний раз, прочитайте во вставке историю человека, предельно далёкого и от науки, и от ракетной техники. Однако управленческий размах весьма похож.

* * *

Пришла пора продемонстрировать Правителя на художественных примерах. И здесь мы обратимся к несколько неожиданному образу героя Юрия Яковлева в фильме «Ирония судьбы». Почему именно к этому примеру и почему мы считаем его неожиданным? Дело в том, что легко узнать Правителя в человеке, сидящем на троне (и у Яковлева имелась подобная роль в киноленте «Иван Васильевич меняет профессию»). А вот как распознать Правителя в обычном человеке, который без скипетра и шапки Мономаха? Ну, чисто чтобы избежать потом неприятных сюрпризов? Для решения такой задачи нам необходим Правитель в повседневной обстановке.

Отрывок из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (реж. Э. Рязанов, 1975 год)

Итак, что мы видим в фильме? Несмотря на то, что профессиональный статус героя Яковлева нам неизвестен, можно предположить, что он вряд ли работает мелким клерком. А если и работает им, это явно ненадолго. Почему? Потому что Ипполит обладает такой разновидностью харизмы, которая позволяет выглядеть как барин начальник.

Попробуйте-ка таким покомандовать, а? Нет, ну что вы сразу! Это Бунтарём командовать нельзя, а вот Правителем можно, если соблюдать определённые условия. Правитель человек системный, поэтому если ваш статус в системе выше, на какое-то время можно заставить его подчиняться. Почему на какое-то время? Потому что вы прочитали примеры конструктора ракетной техники и девелопера и могли убедиться, что в каких-то случаях Правитель пытается вырваться за рамки существующей структуры, а в каких-то нет.

Например, взять Королёва – он легко ломает структуру НИИ-88, но при этом не идёт свергать Сталина или Хрущёва. Или девелопер – у него тоже есть потолок, выше которого он не поднимается (например, один девелопер стал президентом США, однако это не наш герой). В чём тут дело?

А дело в том, что место в иерархии является в конечном счёте следствием уровня личной энергетики. Да, мы читали «Чувство лошади» Джека Траута и Эла Райса, поэтому в курсе, что наибольшие шансы на успех (2 из 3) даёт рождение в правильной семье. Но: одновременно мы читали «Лестницу в небо» Михаила Хазина и Сергея Щеглова, а потому в курсе, что все династии смертны. То есть при всех закономерностях, которые выведены в «Чувстве лошади», всегда находится кто-то, кому действующая династия не указ, и он учреждает новую. Чем он руководствуется? Единственная правдоподобная версия - это что исход борьбы за власть определяет уровень энергетики Правителя (главы властной группировки), то есть личная харизма.

Отрывок из фильма «Чапаев» (реж. Г. и С. Васильевы, 1934 год)

* * *

Итак, успешному Правителю необходимо такое качество, как харизма. Но при этом, повторимся, Правители люди системные. Свои успехи они оценивают по занимаемому месту в системе, успехи других людей – тоже по месту в системе.

Для доказывания своего статуса в системе очень полезно демонстрировать атрибуты власти и успеха. Внешне любовь Правителя к демонстрации статуса похожа на Любовника; но если Любовнику надо похвастаться, то Правитель рационален – атрибуты сильно экономят время при распознавании «кто есть кто».

Обратите внимание: с точки зрения героя Андрея Мягкова в «Иронии судьбы», Ипполит человек скучный. Это его качество - неизбежное следствие системности. Именно благодаря скучности мы называем этот архетип Правителем, ибо кого быстрее поставят во главе крупной организации – человека креативного или скучного? Скорее всего, скучного, потому что от излишней креативности крупная организация может разрушиться.

Служили два начальника
Давайте вспомним реальный конфликт двух людей, креативного и скучного – Стива Джобса и Джона Скалли.

Первые четыре года после IPO курс акций компании Apple под руководством креативного Джобса откровенно стагнировал: с $0,51 (12 декабря 1980 года) до $0,48 (7 декабря 1984 года). И это на фоне роста индекса NASDAQ Composite за то же время почти на 24% (со 197,91 до 244,80 пунктов). Акционеры окончательно выгнали Стива из компании 17 сентября 1985 года; за несколько дней до этого курс акций упал до скандальных $0,26.

А вот результаты Джона Скалли: спустя те же четыре года, но уже под его руководством, акции компании стоят $1,59 (1 сентября 1989 года). Рост «всего лишь» в 6 раз (NASDAQ Composite увеличился за то же время на 58%). Увольняют скучного Джона после того, как в течение 1993 года курс проседает с $2,22 до $0,80. Но даже итоговый неутешительный результат правления Скалли в 3 раза лучше, чем у Джобса.

С другой стороны, поставь Скалли на капитанском мостике Apple в самом начале существования компании – и она бы наверняка «благополучно» обанкротилась. Ибо для маленьких компаний вот эта скучность, системность Правителей абсолютно губительна. В непредсказуемых, быстро меняющихся условиях малого и среднего бизнеса более успешны Воины и Опекуны. В принципе, технологический бизнес скоростью изменений на нём отчасти похож на малый и средний; именно по этой причине в конце концов пришлось вернуть в Apple Стива Джобса.

Противоположная сторона медали: когда компания вырастает, владелец понимает, что всё подряд контролировать уже не может, и приглашает наёмного директора. Как правило, последний имеет опыт в крупном бизнесе или консалтинге – то есть системный человек – и начинает переделывать компанию под принятые «у больших» стандарты.

В английском оригинале Правитель это Ruler, а слово rule переводится как правило. И вот новичок начинает внедрять эти правила, стандарты, инструкции, KPI… скука. Это неожиданно приводит к противостоянию: или компания «съест» директора, так и оставшись маленькой, или директор победит компанию. Ицхак Адизес называет данную стадию жизненного цикла организации Юностью.

* * *

Незаметно мы подошли к самой главной проблеме, возникающей при изучении архетипа Правитель – необходимости отличать его от Опекуна.

Опять вернёмся к фильму «Ирония судьбы». При всей гротескности сюжета героиня Барбары Брыльской решает реальную задачу. Она - типичный Любовник, а этот архетип при выборе себе партнёра-мужчины обычно колеблется между Опекуном и Правителем. По каким причинам она посчитала, что из героя Мягкова может получиться Опекун – непонятно (ведь он Славный малый), но что Ипполит является Правителем – это бесспорно.

Итак, если женщина-Любовник выберет себе Опекуна, то кто будет играть первую скрипку в дуэте? В любом случае Любовник, при всей (порой досадливой) навязчивости Опекуна. Потому что не Любовник будет жить для Опекуна, а наоборот.

А вот если она свяжет свою судьбу с Правителем, что тогда её ждёт? Для Правителя как человека системного все люди – это функции. Поэтому при данном выборе Любовник будет выполнять служебную роль. Как только женщина перестанет приносить в схемах Правителя пользу (например, состарится) – получит отставку. Так что при всей кажущейся нелогичности выбора Нади понять её довольно легко: она уходила не к Лукашину, а от Ипполита.

В этот момент уместно вспомнить Золушку. Сёстры и мачеха – Любовники, и очевидно, что жизнь Золушки-Опекуна подчинена их интересам. Затем у Золушки случается карьерный рост: она встречает принца. Исходя из того, что мы про него знаем, это ещё один Любовник. Так что принцу с Золушкой, похоже, повезло даже сильнее, чем ей с принцем. Теперь принцу будет, на кого сбросить управление государством, пока сам прожигает жизнь на охоте и балах.

Ну а теперь, получив полное представление о Правителе, попробуйте ответить на вопрос, who is Mr. Putin: Правитель или Опекун?

Отрывок ток-шоу «Larry King Live» с участием В. Путина (8 сентября 2000 года)

* * *

Главное о Правителе.

Он хочет осчастливить человечество, построив идеальный, упорядоченный, устойчивый и предсказуемый мир-машину. Иллюзию порядка создаёт Правителю разработка стратегий и процедур, выстраивание понятных иерархий, систем сдержек и противовесов. Задаёт стандарты, обладает дипломатическими навыками.

Самые ценные качества: устойчивость, предсказуемость, готовность и умение брать на себя ответственность.

Наиболее подходящие способы решения проблем - или упорядочить, создать предсказуемую, идеально работающую систему, или встроить проблемный фактор в действующую систему, подыскав ему конструктивное применение.

Сферы применения:

  • крупный руководитель, бизнесмен, системный политик, банкир;
  • дирижёр, логист, системный инженер;
  • фасилитатор, дипломат, «серый кардинал».

Характеризующая этот архетип музыкальная тема очевидна – это гимны или, на худой конец, марши. Поскольку гимны мешают оставаться нейтральными, мы остановили свой выбор на марше.

Марш победителей из оперы «Аида» (муз. Дж. Верди, фестиваль «Арена ди Верона»)

* * *

Другие архетипы