Архетип «Искатель»

Хотим предупредить, что наше описание архетипов не отличается полнотой. Поэтому для лучшего понимания вам, возможно, полезно было бы дополнительно прочитать следующие версии описания архетипа «Искатель»:
* на сайте Кэрол Пирсон;
* адаптированный вариант на русском языке на сайте Юлии Лос;
* большое исследование на сайте Валентины Габышевой.

* * *

Архетип «Искатель» (Seeker, Explorer)

Но скоро самолёт мой, вдыхая холода,
Взъерошит кудри туч аэродрому.
Живут такие люди в далёких городах,
Что я по ним скучаю, как по дому.

О. Митяев «Живут такие люди»

Послушаем песню «Надежда», которую исполняла Анна Герман, и сравним с «Там, за туманами». Туманы есть в обеих, но имеется отличие, и оно в отношении к сюжету. Да, героев снова где-то носит – но теперь им это в кайф!

Песня «Надежда» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой, исп. А. Герман)

В песне «Надежда» перед нами - архетип Искатель. Его часто можно встретить среди travel-блогеров, журналистов, маркетологов, психологов, аудиторов, экскурсоводов, стюардесс, учёных и… тем более сыщиков. Искатели - это всегда смелые экспериментаторы, жаждущие приключений. Они с удовольствием интересуются новинками и любят о них рассказать.

Видимо, первым в истории Искателем была праматерь Ева. Жила в Эдеме – не тужила, а затем уговорила Адама попробовать запретный плод… последствия эксперимента разгребаем до сих пор. Зато не скучно – согласитесь!

Зато среди клиентов «Инженерии судьбы» достаточно Искательниц. Почитайте про историю одной из них.

Несмотря на то, что легенды о любопытстве прекрасной половины человечества подсказывают представить Искателя прежде всего в образе женщины, мировая культура скупа на истинных искательниц. В этом даже есть какая-то дискриминация. Элли из «Волшебника Изумрудного города» не в счёт, ведь мы хотим представить себе Искателя в реальной жизни. С определённым трудом удалось найти циничную репортёршу, которую сыграла Селеста Холм в фильме «Высшее общество». Пять браков актрисы (последний в возрасте 87 лет) подсказывают, что ей вряд ли сильно уж пришлось вживаться в роль Искателя.

Песня «Кто хочет быть миллионером?» (сл. и муз. К. Портера, исп. Ф. Синатра и С. Холм). Отрывок из фильма «Высшее общество» (реж. Ч. Уолтерс, 1956 год)

* * *

Вопрос: зачем Опекуну становиться Искателем? Ведь отношение Опекуна к вопросу передаёт стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий»: ну что же тебе не сидится-то, а? И тем не менее на каком-то этапе Опекун «подрывается» вдруг и уходит. Возьмём в качестве примера Маленького принца: ещё недавно лекции читал про то, что привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету, выдирал баобабы. А тут бац – внезапно захотелось изучать Вселенную. А баобабы, а роза?!

Между Опекуном и Искателем лежит пропасть, через которую учёные вряд ли выстроят мост. Здесь проходит граница между архетипами Подготовки и Путешествия. Вот только что на первом плане были материальные потребности – и вдруг они меняются на какую-то абстракцию, жажду познания. Все архетипы стадии Путешествия что-нибудь, да познают. Искатель познаёт окружающий мир, Любовник познаёт добро, Бунтарь познаёт зло, а Творец познаёт себя.

Отрывок из фильма «Любовь и голуби» (реж. В. Меньшов, 1984 год)

Хотим особо обратить внимание: в исканиях нет материальной необходимости. Вернёмся к уже упоминавшемуся нами фильму «Любовь и голуби». Герой Александра Михайлова – Искатель, ему хочется чего-то… этакого. То голубей разводит непонятно для чего (по-честному, от них один убыток), то ищет птицу счастья с другой женщиной. И чём кончилось? Оказалось, что жена лучше. А вот сын героя – Опекун; такой ради журавля в небе хозяйство не бросит.

По сути, фильм является экранизацией притчи про незадачливого персидского крестьянина Али Хафеда из лекции Рассела Конвелла «Алмазные поля». Слышали о такой? Эта история - отповедь Искателю, ибо она говорит, что всё необходимое находится у нас под носом. Правда, она не помешала самому Конвеллу таскаться со своей лекцией по стране и миру, однако ему простительно – он ведь был не Искателем, а Простодушным, ибо имел Цель.

Ранее мы уже говорили, что Простодушный является противоположностью Искателя. Впрочем, за всех Искателей всем Простодушным и Славным малым выразительно ответили Кормильцев и Бутусов в «Скованных одной цепью». Искателю нужна свобода, и ничего тут не поделать.

Песня «Скованные одной цепью» (сл. И. Кормильцева, муз. В. Бутусова, исп. В. Бутусов)

Прослушав эту песню, можно решить, что её автор Бунтарь. Одно другого не исключает, потому что архетипы почти рядом, так что могут присутствовать в наборе у одного человека. Оба независимы, тем не менее у них разный способ реагирования – Искатель уйдёт (если для этого придётся разрушить препятствие, то разрушит), а Бунтарь станет биться. Дважды мы вспоминали фильм «Аты-баты, шли солдаты…». Так вот: Искатель на месте героя Леонида Быкова просто перевёлся бы в другое подразделение.

* * *

Антагонистом Простодушного мы в своё время назвали Нео из трилогии «Матрица». Интересна биография человека, сыгравшего эту роль – Киану Ривза. Попробуйте найти в его жизни хоть какое-то постоянство. Родился в Ливане, потом семья жила в Австралии, потом в США, потом в Канаде. У актёра два гражданства и право ещё на одно. Мать четыре раз была в браке. Предпочитал жить в съёмных домах и отелях, приобрёл первый дом только в возрасте 39 лет, уже сыграв свои лучшие роли. Нет определённого амплуа – способен сыграть грабителя, Будду и комическую роль. Основал компанию по производству мотоциклов. Это – по большому счёту всё, что вам надо знать об Искателе.

Правда, настоящие люди более сложны, чем шаблонные культурные образы, из-за такого явления, как смена доминирующего архетипа. Например, в жизнь Киану настойчиво стучится Бунтарь, о чём мы поговорим, когда дойдём до Бунтаря. А пока присмотримся к самому культовому персонажу, сыгранному Ривзом.

Он постоянно что-то ищет. То суть Матрицы. То своё предназначение. Ведёт двойную жизнь, как справедливо выразился агент Смит. Узнав про Матрицу, хоть как-то изменился? Нет, опять двойная жизнь: курсирует между миром людей и программ.

Смотрим продолжение фильма – герои вновь чего-то ищут… теперь Мастера ключей. Меровинген пытается им втолковать, что поиск – это всего лишь процесс, причина которого героям непонятна. Впрочем, что он предлагает? Как ни странно, снова поиск. На этот раз причины. Но какая разница, что именно искать: суть Матрицы, предназначение, причину или Мастера ключей? Ибо функция – как раз и есть причина.

Отрывок из фильма «Матрица: Перезагрузка» (реж. Э. и Л. Вачовски, 2003 год)

* * *

Задержимся на тезисе о перемещении между мирами. Прорицателей, гадалок и прочих эзотериков принято относить к архетипу Мага, что является ошибкой. Разница между эзотериком и Магом даже больше, чем разница между диагностикой и лечением. Не каждое лечение является чудом, в то время как Маг претендует именно на чудо; по сравнению с ним эзотерик это всего лишь любопытствующий.

Да, методы познания у эзотерика не соответствуют общепринятым, но ведь Курт Гёдель математически доказал (а ранее это другим путём продемонстрировал Псевдо-Дионисий Ареопагит), что рациональное познание неуниверсально. Следовательно, чувственное и сверхчувственное (экстрасенсорное) познание имеют право на существование.

Песня «Гадалка» (сл. Л. Дербенёва, муз. М. Дунаевского, исп. Ж. Рождественская и Л. Ларина). Отрывок из фильма «Ах, водевиль, водевиль…» (реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1979 год)

* * *

Ещё один архетип, который полезно не смешивать с Искателем – Мудрец. Они являются дополняющей друг друга парой. Мудрец наиболее абстрактен, он создаёт стройные, логически непротиворечивые модели, объясняющие мир. Без Мудреца, в роли которого выступила Кэрол Пирсон, невозможно было бы создание теории архетипов. Вот что Мудрец сказал бы об Искателе:

Вызов: отчуждение, неудовлетворённость, пустота.

Тень: чрезмерная амбициозность, перфекционизм, гордыня, неспособность к выполнению.

Первый уровень: изучающий, блуждающий, экспериментирующий, опробующий новые вещи.

Второй уровень: амбициозный, карабкается по лестнице успеха, стремится быть всё лучше и лучше.

Третий уровень: духовный поиск, трансформация.

А теперь сравните с текстом, который здесь читаете. Он написан Искателем, проверившим теорию Пирсон на практике. Разобравшимся в нюансах, после чего ему хватило наглости утверждать, что эзотерики и Маги – это не одно и то же. Которому хочется верить в то, что внутри архетипов имеются уровни – но ещё больше хочется сначала убедиться на практике, что такие уровни на самом деле существуют, а не плод научного воображения. Для Искателя достоверность важнее логической стройности.

Повторяем: сам Искатель создать теорию архетипов не смог бы. В то время как Мудрец вряд ли смог бы её испытать. Именно поэтому они друг друга дополняют. Искатель собирает и проверяет информацию, а Мудрец должен решить, что с нею делать. Искатель более экспериментатор, а Мудрец более доктринёр.

Отрывок из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (реж. И. Масленников, 1981 год)

Кстати, вот Искатель, которого легко принять за Мудреца – Шерлок Холмс. Давайте вдумаемся в его дедуктивный метод – это теория или простая наблюдательность? Если теория, то ей легко научить миллион человек. Что, не получается? Выходит, не теория, а просто свойство личности, которое выдаёт Искателя. Тем более, что персонаж трудится детективом.

Ну и вновь даём читателю возможность самому поупражняться в диагностике. Доктор Лайтман, сыгранный Тимом Ротом в сериале «Обмани меня». У него тоже своя научная теория (прототипом был Пол Экман), поэтому… Поэтому он кто: Мудрец или Искатель?

Отрывок из сериала «Обмани меня» (сезон 1, серия 2, реж. А. Дэвидсон, 2009 год)

* * *

Завершая речь о детективах: по какой причине таксист Даниэль оказался у Люка Бессона более умелым сыщиком, чем полицейские? А по такой, что полицейский легко может быть Простодушным. В то время как таксист-лихач – безусловный Искатель. Что делает его способным к работе детектива, а потому истинные таксисты отлично справляются с работой внештатных информаторов полиции.

Отрывок из фильма «Такси 3» (реж. Ж. Кравчик, 2003 год)

Впрочем, ещё более способными сыщиками являются наши случайные попутчики в поездах. Этот удивительнейший феномен откровенности со случайными знакомыми является одной из загадок науки. Неужели архетип Искателя вселяется в нас вместе с гудком паровоза?

Начнёт выпытывать купе курящее
Про моё прошлое и настоящее.
Навру с три короба, пусть удивляются.
С кем распрощалась я, с кем распрощалась я,
С кем распрощалась я — вас не касается.

М. Львовский «На Тихорецкую состав отправится…»

Напоследок нельзя не упомянуть о таком Искателе, как Герман Греф. Он представляет собой сочетание Искателя с Любовником, что пригодится нам при описании следующего архетипа. Герман - страстный поклонник всех технических новинок. Любитель составлять стратегии, что даётся Искателям особенно хорошо. Постоянно ищет для Сбербанка нетрадиционные ниши: Яндекс.Деньги, регистрация прав на недвижимость, риэлторская деятельность, маркетплейсы. Всё время проводит в банке какие-то реформы. Правда, главной из них стало наведение гламура в отделениях, как и положено Любовнику.

Пример Грефа наиболее показателен тем, как Искатель может состояться в бизнесе. С одной стороны, Искателю противопоказана процессная деятельность, и с ним плохо сочетается долгая работа в одном месте. Поэтому мы всегда советуем Искателям в начале нового дела заранее думать о том, как они будут выходить из него через 3-4 года. С другой стороны, Герман Оскарович показывает роль, которую Искатель-предприниматель может выполнять в своей организации. Это роль генератора идей, который не даёт превратиться фирме в самодовольное болото.

* * *

Самое главное об Искателе.

Исследует внешний и внутренний мир. Поэтому Искателем может быть как человек, который много перемещается, путешествует, так и тот, кто ищет информацию, занимается исследованиями. Озабочен вопросами своей идентичности (кто я? тем ли занимаюсь? где мой истинный дом? где люди, которые меня понимают?).

Очень высоко ценит идеалы свободы и независимости. Не испытывает преклонения перед авторитетами, до всего пытается докопаться сам. Часто является аутсайдером, испытывает одиночество, чем похож на Бунтаря, но есть отличия. Искатель ищет ПРАВДУ (Воин ищет приз), а Бунтарь страдает от беспомощности и потому ищет чувство власти (проще всего его получить через внушение страха).

Самые ценные качества: умение докопаться до причины, готовность к чему-то новому, эксперименту.

Наиболее подходящий способ решения проблем - или найти выход, или уйти от решения проблемы, или избежать проблемы.

Сферы применения:

  • проектная работа;
  • маркетинговые исследования, разведка, диагностика, психология;
  • сыск, журналистское расследование, генеалогия;
  • наблюдатель, новостник, хроникёр, мемуарист, репортёр, путешественник;
  • учёный, участник экспедиций, археолог, геолог;
  • испытатель, экспериментатор, венчурный капиталист, менеджер экспериментальных проектов;
  • транспортный бизнес, лётчик, водитель;
  • экскурсовод, проводник, гид, турагентство;
  • менеджер по уникальным закупкам, бизнес в узких нишах;
  • юрист по уникальным делам, аудитор.

Напоследок прослушайте эту вдохновляющую песню – и найдите в себе следы Искателя:-)

Песня «Есть только миг» (сл. Л. Дербенёва, муз. А. Зацепина, исп. О. Анофриев)

* * *

Другие архетипы